25 Сентябрь Почему западные ERP не работают на производстве и есть ли свет в конце тоннеля (спойлер: это не огни электровоза!) Сентябрь 25, 2017 By IT Alliance ERP, CRM, автоматизация erp История развития рынка ERP-систем для производственных предприятий в России и странах СНГ насчитывает без малого два десятилетия. На первом этапе предприятия бросились закупать западные системы - казалось бы, чего изобретать велосипед? Все давно придумано, внедрено на крупных зарубежных предприятиях, есть примеры success story, на рынке существуют несколько тяжеловесов, которые предлагают развитые отраслевые решения. Чем же это закончилось? Если почитать форумы и аналитические статьи конца 90-х и двухтысячных годов, которые легко можно найти в интернете, то можно сделать однозначный вывод - что на производственных предприятиях с помощью западных систем максимум, что было автоматизировано, это финансовые блоки, кадровый учет и логистика. История развития рынка ERP-систем для производственных предприятий в России и странах СНГ насчитывает без малого два десятилетия. На первом этапе предприятия бросились закупать западные системы - казалось бы, чего изобретать велосипед? Все давно придумано, внедрено на крупных зарубежных предприятиях, есть примеры success story, на рынке существуют несколько тяжеловесов, которые предлагают развитые отраслевые решения. Чем же это закончилось? Если почитать форумы и аналитические статьи конца 90-х и двухтысячных годов, которые легко можно найти в интернете, то можно сделать однозначный вывод - что на производственных предприятиях с помощью западных систем максимум, что было автоматизировано, это финансовые блоки, кадровый учет и логистика. Найти же предприятия, где были успешно внедрены именно производственные блоки, представляется достаточно трудной задачей. Давайте попробуем разобраться по пунктам, почему так произошло: Западные крупные предприятия, для которых разрабатывались эти системы, живут, фактически, в условиях плановой экономики. У них производственные планы расписаны на год вперед как минимум. У той же Тойоты график поставки комплектующих на сборочную линию для поставщика этих запчастей расписан по минутам, и не дай бог поставщику сорвать этот график - в затылок дышат десятки конкурентов! Вы можете себе представить такое в наших, постсоветских условиях, будь то Россия, Казахстан или Украина? Поэтому простой тойотовский KANBAN в наших условиях работать не будет. На постсоветском пространстве по пальцам одной руки можно пересчитать специалистов и команды, имеющих РЕАЛЬНЫЙ УСПЕШНЫЙ опыт внедрения автоматизации на производствах различных типов - дискретном или непрерывном, знающих все нюансы производственной деятельности - от экономической составляющей до тонких деталей, которые зачастую известны лишь производственникам, техническому персоналу. На рынке просто отсутствовали западные или отечественные системы ERP, MES и EAM, которые бы учитывали все "тонкости" всех производственных задач, встающих перед нашими предприятиями. особенности условий в которых находятся наши предприятия (низкая дисциплина поставок и зависимость от поставщиков, мелкосерийное, а чаще уникальное производство под заказ, срыв сроков оплаты Заказчиками, постоянное перепланирование и т.д.). В основном, что как-то автоматизировалось в крупных холдингах, была финансовая отчетность - для соответствия международным стандартам или для выхода на IPO. Функционал для управления по отклонениям (Приборная панель руководителя или Dashboard) присутствовал в очень немногих системах и стоил очень больших денег во внедрении и поддержке, поэтому его могли позволить только очень немногие предприятия, уровня Газпрома. Что же мы имеем в итоге: на рынке СНГ имеются несколько крупных игроков, которые с той или иной степенью успешности могут автоматизировать отдельные бизнес-процессы производственных предприятий, но найти комплексное решение, и, самое главное, команду специалистов по внедрению, запуску в эксплуатацию и сопровождению такого интегрированного комплексного решения - трудная задача. Между тем, такие решения и специалисты существуют, существует и ряд успешных внедрений на реальных производствах - в металлургической, авиационной, пищевой отраслях. Одно из таких решений - ERP –система Symphony, разрабатывающаяся компанией "UNICOM" и имеющая 20-летнюю историю развития. Основной костяк разработчиков вышел из авиационно-космической отрасли (проект "Энергия - Буран") и в 90-е годы занимался внедрением западных ERP-систем на производственных предприятиях. В ходе этих внедрений был накоплен опыт и знания (кстати, часть разработчиков получили в это время второе высшее экономическое образование), позволившие написать свою собственную платформу с учетом специфики именно наших постсоветских производств и, одновременно, внедрить лучшие мировые практики, такие как KANBAN, S2L, бережливое производство, требования ISO, управление по отклонениям, KPI и т.д. Symphony имеет в своей основе СУБД Oracle, и около 75% кода системы написано и работает на стороне сервера, что позволяет системе не "тормозить" при обработке больших объемов данных. Решение Symphony - Универсальный порт позволяет строить единое информационное пространство путем интеграции с информационными системами, уже существующими на предприятиях (CAD, PDM, 1C, СЭД и др.). Symphony является платформенным решением, то есть ИТ-специалисты без специальных знаний программирования могут управлять настройкой под каждого пользователя интерфейса и поведением системы. Для этого используется специальное приложение Symphony Designer. Система легко расширяема и позволяет встраивать в виде «Задач» или пунктов меню, приложения и отчеты разработанные на любом языке программирования. Например, в «Дерево задач» можно добавить задачу «Бухгалтерский учет (1С)». Список бизнес-процессов, реализованных в системе: Маркетинг и продажи; Управление процессом подготовки производства; Управление запасами и закупками; Учет отклонений по качеству; Управление складом; Управление процессом производства; Enterprise Asset Management (EAM): техническое обслуживание и ремонт; Управление финансами; Послепродажное сервисное обслуживание; Управление проектами и профессиональной деятельностью (PSA); Документооборот и контроль исполнения; Управление нормативно-справочной информацией; Построение единого информационного пространства; Управление персоналом HRM (Human Resource Management). Полную таблицу бизнес-процессов и функций Symphony можно посмотреть здесь. Можно также назвать несколько примеров уникальных решений Symphony, которыми может похвастаться мало какая из систем подобного рода: Умный KANBAN - модифицированный KANBAN для наших условий неравномерной поставки комплектующих; Оперативное расчет и прогнозирование РЕАЛЬНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ выпускаемого продукта; Реализация одного из сложных требований ISO 9000 - принцип полной прослеживаемости. Хотелось бы привести несколько проектов из истории развития системы: Проект "Платежи Мегафон" - система по приему платежей Мегафон в городах Среднего Поволжья; Завод "Авиаагрегат", г. Самара - ERP система, СЭД и т.д.; Самарский опытно-экспериментальный Завод Алюминиевых Сплавов - ERP система, автоматизация производства непрерывного и дискретного типов, MES-система; Завод Самараволгомаш - автоматизация производства, MES-система с внедрением штрих-кодирования; ЗАО "Чапаевский Завод Металлоизделий" г. Москва - автоматизация производства, ERP; Холдинг "Интеграл" г. Благовещенск - автоматизация предприятия пищевой промышленности, MES, EAM-система; и другие. В настоящее время коллектив UNICOM работает над развитием Symphony, чтобы учесть требования рынка и современных технологий - в планах развитие веб-интерфейса, интеграция с мобильными устройствами, ГИС -системами и т.д. В заключение хотелось бы добавить: при выборе решения выбирайте не программный продукт, а выбирайте команду, которая имеет опыт успешных внедрений ERP именно на производстве, реализация которых проверена временем, и которая может подтвердить свою квалификацию. Связанные статьи Зачем компании нужна своя почта вида username@company.kz и почему не стоит использовать @mail.ru Руководители многих компаний не понимают, зачем же им нужна своя почта вида username@company.kz - ведь есть же @mail.ru. И почему-то думают, что это дорого стоит и очень сложно. Какое отношение имеет почтовый сервис к информационной безопасности?. Ниже несколько примеров. Для руководителей – что такое информационная безопасность Менталитет руководителей в наших компаниях (в том числе и нашем примере) в корне отличаются от западных - я босс, мне все можно. В том числе и неограниченный ничем доступ в сеть Интернет или возможность устанавливать любое ПО на компьютере. С точки зрения информационной безопасности - такой руководитель и есть основная угроза той самой информационной безопасности. Почему? Потому что он некомпетентен в вопросе информационной безопасности, и думает, как было сказано выше - что если есть системный администратор, либо какое-то дорогое устройство, которое он недавно купил по рекомендации того же системного администратора - все это ДОЛЖНO обеспечить ту самую информационную безопасность. Сколько стоит мой "cистемный администратор" Это вопрос. Вопрос к руководителям/владельцам бизнеса, которые сильно не задумываются о том, сколько же он стоит. Я плачу своему админу 50 (80, 100, 150) тыс тенге - и все. Сколько он еще может стоить. Уверены? 1C: Cвой сервер или хостинг Нам часто задают вопрос - какой сервер нужно купить, чтобы у нас работала 1С:Бухгалтерия. И почти всегда мы отвечаем - покупать вам нужно не только сервер, но еще и ПО (Windows Server, терминальные лицензии), настроить его, продумать, кто будет осуществлять дальнейшую поддержку. К тому же, содержание своего сервера влечет за собой покупку устройства для хранения резервных копий, надежную его защиту, обеспечение доступа к серверу из сети интернет (в свете всемирного коронавируса головного мозга сие актуально как никогда) и обязательно покупку блока бесперебойного питания. ERP "Symphony" : Финансовый анализ и управление финансами предприятия Главное назначение финансового анализа – это оценка будущего. Основная задача финансового анализа – помочь принять разумные управленческие решения. Современная технология финансового анализа построена на использовании финансовых коэффициентов. Главное предназначение финансовых коэффициентов - это экспертная оценка и диагностика состояния предприятия. Зоопарк Как-то вечером обратился давний знакомый с просьбой помочь разобраться в инфраструктуре, к управлению которой он недавно приступил. Дело было в субботу вечером, делать было нечего, детеныши уже спали и я не отказал. Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. blog comments powered by Disqus